Приобщение детей к чтению +

d0b4d0b5d182d0b8-d187d0b8d182-d181-d180d0bed0b4d0b8d182Приобщать ребенка к чтению нужно начинать тогда, когда он, как говорится, еще «лежит поперек лавки». То есть в самом раннем возрасте, когда книжка для малыша пока просто вещь, которой можно поиграть, пошуршать, попробовать ее на вкус. Еще не умея ходить, уже находят на картинках в книге знакомые предметы и радуются своим открытиям.

Потом наступает время чтения вслух. Кстати, это будет полезно и вам самим. К любопытным выводам пришли британские ученые, которые провели национальную кампанию «Чтение на ночь глядя». По ее завершении две трети опрошенных взрослых сказали, что чтение детям на ночь оказалось для них самих потрясающим способом снять стресс и отвлечься от проблем.

Умение читать и к чтению далеко не одно и то же. И все-таки в чем-то эти понятия связаны. Если ребенок справляется с чтением, но оно дается ему с большим трудом, он инстинктивно предпочитает более легкие занятия.

Чтобы вовремя понять, что мешает ребенку освоить чтение до такой степени, чтобы оно приносило не разочарование, а радость, известный американский педагог Чери Фуллер советует родителям понаблюдать за детьми и установить, какой тип восприятия информации характерен для их ребенка и соответствует ли он типу обучения, свойственному вам или учителю в школе.

Фуллер определяет 3 типа восприятия: зрительный (если ребенок лучше усваивает информацию, видя перед собой материал), аудиторный (если ребенок лучше усваивает материал на слух), кинестетический (если для успешного обучения ребенку требуется движение или осязание). Например, ребенку при всей зубрежке по учебнику (зрительный тип) никак не удается выучить длинную басню. Однако если ее записать на магнитофон и несколько раз проиграть (аудиторный тип), результат оказывается блестящим.

Вовремя определить стиль обучения ребенка все равно что найти ключ к его успешному обучению в школе. Если же не учитывать этот фактор, утверждает Фуллер, с детьми могут возникнуть большие проблемы. Например, родитель с аудиторным восприятием может истолковать кинестетический стиль ребенка просто как непоседливость, непослушание, «плохое поведение». Родитель со зрительным стилем будет требовать тишины от ребенка с аудиторным стилем, которому просто необходимо вслух проговорить и услышать информацию, чтобы запомнить ее.

Так можно заблокировать лучший способ обучения, который присущ ребенку от природы. Мозг каждого малыша так же уникален, как отпечатки пальцев. В частности поэтому идеального способа обучения чтению, который подходил бы для всех, не существует. Родители должны узнать особенности своих детей и как можно раньше вмешаться в процесс обучения чтению, чтобы выработать у них установку на успех, а не на неудачу.

И еще: дети должны видеть с книгой самих родителей. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать», утверждал известный философ Д. Дидро. Читайте сами хотя бы ради ваших детей. У ребят, не испытывающих интереса к чтению, можно повысить мотивацию, если сначала дать им посмотреть фильм по данной книге. Окружайте ребенка хорошими книгами на интересные для него темы.
Тип обучения стоит учитывать и при выборе книг.

Дети старшего возраста с кинестетическим типом предпочитают приключенческие романы, научную фантастику, книги о спорте. Для детей со слуховым восприятием подойдут книги с живыми диалогами, ярким героем, захватывающим сюжетом. Люди со зрительным восприятием до зрелых лет любят красочные книги с иллюстрациями, их «конек» описательная , они при чтении создают себе некий «мысленный фильм». Если же никакие ухищрения не помогают, и ребенок читает плохо и неохотно, стоит все-таки обратиться к специалисту.

В любом случае, не опускайте руки. Если вы не поможете своему ребенку, то кто же ему поможет?
Многие считают, что помочь приучить ребенка к чтению могут хорошие детские книги. Например, истории Джоан Кэтлин Ролинг о мальчике-волшебнике Гарри Поттере завоевали любовь читателей (не только детей, но и взрослых) во многих странах мира.