История росписи храмов +

0_7fd49_2171b89c_XL
храмов берет начало еще в раннем христианском периоде. На стены в то время наносились обособленные изображения. В Византии же уже имелась целая система украшения храмов настенной живописью, представляющей собой сюжеты основных истин христианского вероучения. Византийским художникам удавалось добиться уникального эффекта: человек, находящийся в храме, рассматривая , мог не только насладиться безупречной живописью, но и почувствовать себя соучастником некоторых религиозных событий. Существовала целая иерархия, согласно которой и располагались изображения. Самыми значимыми зонами считались имитирующие духовное небо купол и свод алтаря. На сводах храма и в верхней части стен располагались росписи, действие которых относилось к важным событиям евангельской истории. Ниже же, как раз на уровне глаз каждого зашедшего в храм, изображался земной мир. Поэтому посетители интуитивно полагали, что, заходя в храм, они пребывают на одном уровне вместе со святыми.

В XII веке роспись храмов стала более многословной. Появились новые сюжеты и целые сюжетные циклы. Однако основная иерархия оставалась практически неизменной. Особенно это касается алтаря и верхней части храма.

В палеологовский период роспись храмов претерпела некоторые изменения. В храмах появились фрески. Преобразилось и построение композиций, представляющих собой многофигурные сцены. Однако у изображений отсутствовала пространственная глубина. Во время нанесения росписи подбирались такие ракурсы, благодаря которым фигуры казались свободными и подвижными.

Именно византийская роспись стала образцом расположения изображений в православных храмах. До сих пор эти иерархические принципы применяются и для росписи современных православных храмов.