Инновационное образование +

Инновационное образование
Инновационное образование

Ставшее уже привычным понятие «практическое внедрение» распространилось не только на научные исследования, но и образовательный процесс. Все большую актуальность в обучении и профессиональной деятельности приобретают передовые результаты научных исследований ученых вуза. В программе развития университета до 2015 года сформулирована задача получения статуса Национально-исследовательского университета. В свою очередь сверхидея НИУ заключается в сращении направлений научно-исследовательской деятельности и профилей укрупненных групп специальностей. УМК каждого преподавателя ежегодно должны пополняться актуальными и полезными идеями и данными. Инновационный подход каждого преподавателя позволит снизить уровень отсева студентов, который сейчас составляет 12,7%. Повысить каче’г.во педагогических кадров призвана система материального и морального стимулирования, а также активная мультипликация их передового опыта.

Дополнительное образование, согласно докладу ректора О.В. Иншакова, приобретает все большую популярность среди студентов и жителей города. Доходы от оказания дополнительных образовательных услуг выросли на 20% по сравнению с предыдущим годом. Из 181 образовательной программы четверть (47) приходится на дополнительные, количество слушателей за год выросло почти в два раза. Такие цифры убеждают в эффективности и престиже дополнительного образования.

Безусловно, для современных студентов важны фундаментальные основы профессии и узкоспециализированные компетенции. Порой им не хватает элементарных знаний для успешной адаптации в современном обществе, т.к. еще не сформировалась культура самостоятельного и ответственного отношения к своей будущей карьере и судьбе. Классический вуз может и должен заботиться о «реальных», в том или ином отношении «бытовых» потребностях человека. В частности, объяснять основы финансовой и правовой грамотности, этики. Изменить ситуацию могут дополнительные циклы курсов по выбору: «Основы ведения домашнего хозяйства», «Этика: общечеловеческая и профессиональная» и другие.

Разработку подобных курсов нельзя отдавать на суд заведующего кафедрой, прежде всего, необходимо идти от запросов самих студентов и запросов общества. Ректор О.В. Иншаков считает целесообразным объявить внутренний конкурс фантов, позволяющий в конечном итоге выявить перспективы развития спроса на образовательные услуги и дальнейшую коррекцию набора образовательных программ ВолГУ.

Инновации требуют оценки и поддержки со стороны потребителей, образовательные инновации — оценки со стороны общества и поддержки со стороны работодателей. Не случайно не менее 10% преподавательского состава по отдельному направлению должны представлять реальный сектор экономики. Профессиональный, в частных случаях коммерческий, интерес различных профессиональных сообществ и ассоциаций возникает в отношении участия аккредитации тех или иных образовательных программ. Общественное признание важно для университета, но и оно должно быть взвешенным и объективным.

В свете снижения государственного заказа (бюджетных мест) по вузам России на подготовку бакалавров и специалистов на 2%, сжатия платежеспособного спроса на образовательные услуги в связи с сокращением числа абитуриентов, значительного роста конкуренции со стороны федеральных и национальных исследовательских университетов подобные решения актуальны.