Сьюзен Хилл. Джон Фаулз +

Сьюзен Хилл. Джон Фаулз

Английские писатели в послевоенные годы продолжали и продолжают поныне исследование и художественное воспроизведение глубин человеческой психики, перенося при этом акцент с изображения жизни человека в обществе на изображение внутренней жизни отдельных индивидов.

Они выступают здесь не только наследниками Вирджинии Вульф, Джеймса Джойса или даже раннего Гр. Грина, но и современниками выдающихся ученых исследователей психики человека.

Классики реализма в XIX веке «знали о своих героях все» и рассказывали читателю о внутреннем мире и интимнейших переживаниях своих персонажей лишь на основе наблюдения над окружающими людьми и их реакциями. Напомню, что Сноу в своей монографии о Троллопе очень тонко проанализировал этот дар наблюдения у автора «Барсетширских хроник».
В 10—20-х годах единственными подлинными специалистами по изучению и изображению может быть, точнее, интуитивному восприятию и воспроизведению переживаний индивида объявили себя модернисты. И хотя анализ внутреннего мира личности и сферы подсознания достиг большого мастерства в романах Вирджинии Вульф или в джойсовской прозе («Улисс»), в наши дни приемы психологического анализа много разнообразнее и совершеннее передают глубину человеческого сознания, всей сферы чувств и эмоций человека.

Дело, впрочем, не в том или не только в том, что менялись и меняются приемы: наиболее талантливые и тонкие художники стали пристальней всматриваться в психические причины поведения и поступков людей, изучать механизмы, ими управляющие. Здесь огромную роль сыграло идущее в послевоенные годы невиданными темпами научное исследование человеческой психики.
С художественным исследованием и воспроизведением внутреннего мира той или другой личности связана, конечно, прежде всего наука психология. Но нельзя не учесть зависимость ее от разных отраслей исследования деятельности мозга, продвинувшегося «за последние десятилетия далеко вперед.

https://youtu.be/-JPIHMzsCLI