История города Венеция +

i (6)Венеция представляет собой утончённый цветок цивилизации, выросший на хрупкой, но благодатной полоске между землёй и водой. Своим основанием город был обязан бегству населения прибрежных поселений Аквилеи, Монселиче, Альтино от нашествия гуннов.

Беженцы осели в укромной лагуне, на острове Торчелло, где возник деятельный порт, и в М в. учредилась епископская кафедра, а острова лагуны вошли в состав периферийной римсковизантийской провинции. Постепенно венецианские герцоги (дожи), значально назначаемые византийским императором, становятся всё более независимыми, а первый дож, Орсо Ипати, ввёл политическую систему, просуществовавшую тысячелетия.

Отношения с Византией сначала были превосходными, но затем разладились. В 831 г. венецианские купцы увезли из Александрии мощи Евангелиста Марка, а в 832 г. для хранения этой святыни у Дворца дожей была воздвигнута «капелла дожей», ставшая впоследствии знаменитой базиликой Св. Марка, после перестройки в XI в. приобретшей столь восточный облик.

Эта же эпоха отличалась упорной борьбой Венеции за независимость от Византии и явной западноевропейской ориентацией в области политики и культуры. Коммерческие интересы, однако, вели венецианцев на Восток, и их морской флот стал главенствовать в Адриатическом и Средиземном морях. Как Пиза, Генуя и Амальфи, Венеция превратилась в морскую республику, а с XI в. в базу походов рестоносцев. Она раскинула обширную сеть портов и факторий, установив интенсивные торговые отношения с Египтом и с Азией.

Корабли республики уплывали, груженные сукном, древесиной, металлами, и возвращались со специями, зерном, драгоценными камнями, красителями, благовониями. На горизонте возник первый могучий конкурент Генуэзская республика, интересы которой во многом пересекались с интересами венецианцев, однако, к этому же времени относится возвышение в Восточном Средиземноморье ислама и его главной политической силы Империи османов, которая на века стала главным врагом Венеции.

На суше немало проблем создавали хищнические устремления могучих миланских правителей Висконти. «Светлейшей», как её титуловали, республике удавалось, тем не менее, успешно противостоять противникам, не без помощи своей стабильной политической структуры. Наверху государственной пирамиды находился дож, имевший высшую власть, ограниченную, однако, во избежание превращения во власть абсолютную, рядом Советов (Большой Совет, Совет Десяти и т.п.), где заправляла местная знать, а впоследствии и богатое купечество.

Тринадцатый век был трудным для Венеции: ужасная эпидемия чумы унесла многие жизни; Генуя теснила её на море; росла турецкая угро за (османы не раз брали верх в военных столкновениях). Четырнадцатый век, напротив, стал свидетелем подъёма Венеции: республика расширила свои средиземноморские владения даже до Кипра, а на Апеннинах подчинила себе Падую, Виченцу и, позднее, Фриули. Её необыкновенная мощь вынудила Францию и Римский престол образовать Кембрейскую лигу, направленную против «царицы морей» (позже Папа Римский перешёл на сторону Венеции).

i (7)На островах в лагуне расцвели и искусства. Культура Возрождения, родившаяся во Флоренции, дошла до Венеции во многом благодаря Л. Б. Альберти, Донателло и их ученикам, в т.ч. Пьетро Ломбардо и Мауро Кодуччи. Ясные ренессансные гармонии на берегах венецианских каналов обрели новое архитектурное выражение. Были построены Скуола (братство) «Сан Джованни Эванджелиста», Скуола «Сан Марко», Палаццо Вендрамин, Палаццо Корнер-Спинелли, церковь дей Мираколи. В начале XVI в. Сансовино возвёл знаменитую библиотеку на пьяцце Сан Марко.

В этом архитектурном окружении великие живописцы Тициан, Тинторетто, Джорджоне, Якопо да Бассано создали свои шедевры, в которых тосканские линия и композиция соединились с венецианским изобретением колоритом. Когда в XVII в. в делах «Серенессимы» наметился определённый упадок (потеря Кипра и ведущих позиций в средиземноморской торговле, очередная эпидемия чумы), искусства не утратили своего блеска. В этот период возникли церковь делла Салюте (арх. Лонгена), семинария, таможня; Лонгена также возвёл прекрасные особняки на Большом канале: дворцы Реццонико и Пезаро.

Следующий, XVIII век стал свидетелем нового расцвета художеств: в живописи блистали Тьеполо и ведутисты Лонги, Каналето и Гварди, оставившие прекрасные «портреты» города; архитектура обогатилась особняками Грасси и Пизани, церквями дей Джезуати и Сан Стаэ, не говоря уже о театре «Фениче» (недавно, увы, сгоревшем), где были впервые даны музыкальные спектакли великих венецианских композиторов Бенедетто Марчелло, Антонио Вивальди и Луиджи Боккерини.

Этот художественный блеск контрастировал, однако, с политическим и экономическим закатом республики, начавшимся, как ни странно, со знаменитой победы под Лепанто (1571). При Лепанто две «сверхдержавы» Венеция и Турция сошлись в кровавой схватке: «Серениссима», поддержанная Филиппом II Испанским и Папой Пием М, выставила на море 200 хорошо вооружённых галер против 260 турецких кораблей. Османский флот был разбит; противник потерял 30 тысяч человек.

Но такое напряжение сил дорого далось венецианцам: вскоре они выпустили из рук Кипр и Крит, а турки вновь возобладали на Восточном Средиземноморье. В конце XVIII в. Венецианская республика пала жертвой наполеоновского нашествия, а по Кампоформийскому трактату 1797 г. она была отдана австрийцам: так закончилась славная независимого государства.

Начался период иностранного владычества, сброшенного в 1848 г. во время антиавстрийского выступления горожан, однако в 1849 г. вновь возобновлённого. В эпоху Рисорджименто, в 1866 г., Венеция, следуя воле населения, вошла в состав объединённого Итальянского государства. На рубеже XIX-XX веков город пережил некоторый подъём, по крайней мере, в области культуры. Был реорганизован порт, началась индустриализация Местре, родились художественные международные Биеннале и кинофестиваль; неувядающий город стал одной из столиц мирового туризма.

Несмотря на специальный закон 1973 г., положение Венеции остаётся зыбким: жители продолжают покидать исторический центр; воды лагуны, особенно во время подъёмов, разъедают стены дворцов и набережных; местная промышленность не развивается, и город существует за счёт сферы услуг.